С раннего возраста человек отожествляет себя с определенным полом. У него возникает субъективное «чувство пола» и развиваются определенные характеристики личности – мускулинные (характерные для мужчин) или фемининные (характерные для женщин). При этом они могут не совпадать с полом – мужчина может обладать фемининными чертами, а женщины – мускулинными, а также встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная (связанная с различиями людей по полу) идеология – бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и для женщины. В развитых странах популярны идея равенства полов, а в традиционных культурах (особенно в мусульманских) идея предпочтения различий между мужчинами и женщинами. В Японии, стране с традиционной гендерной идеологией, различаются взгляды разных поколений: старшее предпочитает идею неравенства, а молодое – равенства, но специфического: многие японские женщины предпочитают лидерство в семье, но не стремятся к лидерству на работе. Очевидно, недовольство женщин в большей степени возникает там, где их лишают лидерства во всех областях жизни. Когда женщина имеет возможность проявлять свой лидерский потенциал в семье (как в Японии) или когда ее роль в семье ценит общество (как в Польше), женщина не столь ретиво стремиться к лидерству в мужском деловом мире, чем в тех культурах, где она занимает полностью подчиненное положение. Поскольку в коллективистских культурах требуется более жесткое следование нормам и ценностям общества, чем в индивидуалистических культурах, где цениться благополучие отдельной личности, то следует ожидать и более жесткого требования соответствия гендерным стереотипам в первых по сравнению со вторыми.
Кросс-культурные исследования (данные наблюдений, собранные по всему миру, а не только в нескольких промышленно развитых странах) половых ролей показали, что различия этих ролей связаны с типом культуры:
Сегодня гендерные стереотипы меняются, но по-разному у различных слоев общества. Так, стереотип женственности сложился в 19 веке, но остается популярным до сих пор (особенно у мужчин): женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. Но, по представлениям самих современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми – т.е. обладать мужскими качествами.
Стереотип мускулинности также изменился: традиционно в него входит физическая сила, подавление нежности, функциональное отношение к женщине и одновременно несдержанность в выражении в выражении гнева и страсти. Современный портрет иной: интеллект ценится выше физической силы, допускается проявление нежности и душевной тонкости, требуется обуздание «грубых» чувств, хотя у менее образованных людей стереотип мускулинности остается более традиционным (как и у подростков).
В целом можно сказать, что современная культура, безусловно отличается по своим представлениям о гендерных различиях и гендерном равенстве от предшествующих культур. К современным тенденциям можно отнести:
В результате общество имеет ситуацию, которая не устраивает ни мужчин, ни женщин, поскольку их ожидания от взаимоотношений внутри семьи и «трудовых коллективов» обмануты. Для того, чтобы получить желанный результат нужно всего лишь изменить модель поведения. Именно внесение изменений в модель поведения является объектом для моей работы с клиентом.
При подготовке использована «Гендерная психология»,Т.В. Бендас