Влияние общества на формирование мускулинных и феминных характеристик личности.

С раннего возраста человек отожествляет себя с определенным полом. У него возникает субъективное «чувство пола» и развиваются определенные характеристики личности – мускулинные (характерные для мужчин) или фемининные (характерные для женщин). При этом они могут не совпадать с полом – мужчина может обладать фемининными чертами, а женщины – мускулинными, а также встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная (связанная с различиями людей по полу) идеология – бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и для женщины. В развитых странах популярны идея равенства полов, а в традиционных культурах (особенно в мусульманских) идея предпочтения различий между мужчинами и женщинами. В Японии, стране с традиционной гендерной идеологией, различаются взгляды разных поколений: старшее предпочитает идею неравенства, а молодое – равенства, но специфического: многие японские женщины предпочитают лидерство в семье, но не стремятся к лидерству на работе. Очевидно, недовольство женщин в большей степени возникает там, где их лишают лидерства во всех областях жизни. Когда женщина имеет возможность проявлять свой лидерский потенциал в семье (как в Японии) или когда ее роль в семье ценит общество (как в Польше), женщина не столь ретиво стремиться к лидерству в мужском деловом мире, чем в тех культурах, где она занимает полностью подчиненное положение. Поскольку в коллективистских культурах требуется более жесткое следование нормам и ценностям общества, чем в индивидуалистических культурах, где цениться благополучие отдельной личности, то следует ожидать и более жесткого требования соответствия гендерным стереотипам в первых по сравнению со вторыми.
Кросс-культурные  исследования (данные наблюдений, собранные по всему миру, а не только в нескольких промышленно развитых странах) половых ролей показали, что различия этих ролей связаны с типом культуры:

  1. Американцы ценят независимость больше покорности и в мужчинах, и в женщинах, а японцы – только в мужчинах, не смотря на то, что обе культуры являются мускулинными, первая является индивидуалистической, а вторая – коллективисткой;
  2. В феминных культурах с низкой дистанцией власти (страны Скандинавии) семьи являются личностно-ориентированными, с равномерным распределением власти и участием в принятии решений всех ее членов. А в мускулинных культурах с высокой дистанцией власти (Япония, Греция, Малайзия, Мексика) в семьях наблюдается жесткое разделение ролей мужчин и женщин, семья представляет собой иерархию, где решения принимает авторитарный глава семьи (чаще муж);
  3. В семьях индивидуалистических культур более близкими являются отношения по горизонтали (между мужем и женой), а в коллективистских – по вертикали (между родителями и детьми);
  4. Существуют культуры, где в семье наиболее значимы отношения между матерью и сыном (Индия), супругами (культура Запада), отцом и сыном (Китай). В культурах последнего типа в обществе и другие типы отношений похожи на отношения отца и сына (начальник – подчиненный, учитель – ученик, правитель – народ), а в западных культурах на принципах равенства строятся не только отношения между супругами, но и между начальником и подчиненным.

Сегодня гендерные стереотипы меняются, но по-разному у различных слоев общества. Так, стереотип женственности сложился в 19 веке, но остается популярным до сих пор (особенно у мужчин): женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. Но, по представлениям самих современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми – т.е. обладать мужскими качествами.
Стереотип мускулинности также изменился: традиционно в него входит физическая сила, подавление нежности, функциональное отношение к женщине и одновременно несдержанность в выражении в выражении гнева и страсти. Современный портрет иной: интеллект ценится выше физической силы, допускается проявление нежности и душевной тонкости, требуется обуздание «грубых» чувств, хотя у менее образованных людей стереотип мускулинности остается более традиционным (как и у подростков).
В целом можно сказать, что современная культура, безусловно отличается по своим представлениям о гендерных различиях и гендерном равенстве от предшествующих культур. К современным тенденциям можно отнести:

  • радикальная ломка традиционных способов разделения общества по половому признаку, ослабление половых различий в поведении (вследствие общей трудовой деятельности и совместного обучения);
  • переход во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами от иерархического соподчинения к равноправию, изменение культурных стереотипов мускулинности-фемининности.

В результате общество имеет ситуацию, которая не устраивает ни мужчин, ни женщин, поскольку их ожидания от взаимоотношений внутри семьи и «трудовых коллективов» обмануты.  Для того, чтобы получить желанный результат нужно всего лишь изменить модель поведения. Именно внесение изменений в модель поведения является объектом для моей работы с клиентом.

При подготовке использована «Гендерная психология»,Т.В. Бендас