Методы и направления в психологии

Человечеством разработано и изучено много методов, техник и направлений психологии. В данной статье описаны основные.

Аверсивная психотерапия – форма психотерапии, в основе которой лежит использование неприятных или болезненных стимулов для того, чтобы изменить образцы поведения человека. Процедура данной психотерапии заключается в том, что раздражители, вызывающие у пациента неприятные или болезненные ощущения, но не угрожающие его жизни, предъявляются во временной близости с такими раздражителями (например, алкоголь), которые вызывают неприемлемое и поэтому затормаживаемое поведение. В качестве стимула, запускающего нежелательное поведение, может быть использован лекарственный препарат, вызывающий в сочетании с алкоголем головокружение, тошноту, рвоту. Данный метод психотерапии часто вызывает критику в силу своего несоответствия этическим нормам и трудностей контроля.

Активная имагинация. Суть данного метода психотерапии заключается в том, что человек активно продуцирует наглядные представления, в результате чего происходит понимание структуры бессознательного, которое представлено в основном в символах, при этом бессознательное интегрируется с личностными структурами. Возможны различные способы передачи материала из бессознательной сферы в сознательную: сновидения, спонтанные фантазии, внезапные вторжения в бодрствующее сознание. Сам процесс переноса бессознательного материала для сознательного синтеза и называется активной имагинацией.

Активный анализ объединяет составляющие психоанализа (прежде всего ассоциативный метод) и другие психотерапевтические методики. В этом методе важное место занимает рациональная психотерапия, которая более ориентирована на актуальные проблемы настоящей жизни клиента, а не на ранний детский опыт, как психоанализ. Проведение активного анализа предполагает также применение различных суггестивных приемов. Свое название метод получил по противопоставлению пассивному анализу, под которым понимается психоанализ.

Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции творчество и художественные приёмы такие, как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Бихевиоризм. В основе бихевиоризма лежит понимание человеческого поведения как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов на воздействия внешней среды. Согласно теории бихевиоризма при рождении человек имеет небольшое число схем поведения (глотание, сосание, дыхание и т.д.), которыми определяются более сложные процессы. Удачная реакция закрепляется и в последующем имеет тенденцию к воспроизведению («закон эффекта»). Но эта теория отрицает такие понятия, как мышление, сознание, воля, социальная природа психики. Сильной стороной бихевиоризма являются методики эксперимента, привлечение математических средств.

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая психические процессы от рождения до смерти человека: детская психология, подростковая психология, юношеская психология, психология зрелости, психология старости.

Геронтопсихология (психология старости) – раздел психологии, изучающий проблемы психологического, физического и социального плана у людей пожилого возраста.

Гештальттерапия – это психотерапия, основанная на понятиях единства и целостности. В гештальттерапии используется все, что может помочь человеку в формировании значимой конфигурации сознания. Лечение сосредотачивается на попытках расширить осознание человеком самого себя, используя прошлый опыт, воспоминания, эмоциональные состояния, ощущения и т.п. Процедура гештальттерапии достаточно сурова: психотерапевт во время сеанса искусственно фрустрирует клиента, т.е. провоцирует обострение его состояния для того, чтобы клиент мог осознать незавершённые гештальты и завершить их.

Гипноанализ – процедура, в которой составление анамнеза или выявление содержания эмоциональных переживаний жизни пациента происходит в то время, когда он находится в гипнотическом погружении, состоянии сонливости. Гипноанализ всегда сопровождается введением пациента в дремотное состояние, так как сонливость на уровне подсознания значительно уменьшает психологическое сопротивление клиента. Такое состояние приводит к тому, что клиент становится более восприимчив и внушаем. Очень часто человек в силу своего характера или сложившихся обстоятельств сознательно замалчивает какую-то проблему, пытаясь решить ее самостоятельно. В состоянии сонливости человек, наоборот, раскрывает себя, свой внутренний мир, делится наболевшим. И уже это одно обстоятельство улучшает самочувствие пациента.

Детская психология – это особая отрасль психологии, занимающаяся исследованием закономерностей психического развития детей. Предметом детской психологии являются причины, условия, движущие силы онтогенетического развития отдельных психических процессов и типов деятельности ребенка.

Деятельностный подход в психологии – психологический метод, основанный одновременно на двух способах исследования: теоретико-методологическом и конкретно-эмпирическом. Деятельностный подход включает в себя совокупность сознания человека и его деятельности.

Динамическая психология (от греч. dynamikos – сильный, psyche – душа, logos – учение) – это особый раздел психологии, предметом изучения которого является мотивация поведения, влечения, спектр эмоций, конфликты личности, то есть динамический (побудительный, аффективный) аспект психической жизни. Динамическая психология возникла в противовес бихевиористической модели поведения. В настоящий момент динамическая психология не является самостоятельным направлением.

Дифференциальная психология – отрасль психологии, которая занимается изучением и выявлением психологических отличий и особенностей, как отдельных личностей, так и групп (социальных, возрастных и т.д.).

Зоопсихология – область психологии, предметом изучения которой является поведение животных, особенности эволюционного формирования и проявления их психики, а также биологические предпосылки в становлении сознания человека.

Индивидуальная психология – область исследования в психологии, которая основывается на изучении стремления человека к совершенству на уровне подсознания.

Инженерная психология – отрасль психологической науки, которая изучает закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина-среда».

Интерактивная психотерапия (от англ. interactive – взаимодействующие друг с другом) – глубинная психотерапия, при которой происходит изменение сознания. Методами интерактивной психотерапии являются гипноз, медитация, НЛП, холотропическая терапия.

Исправительная психология – отрасль юридической психологии, которая изучает психологические аспекты эффективности наказания, психическую деятельность в условиях отбывания наказания, способы реабилитации и перевоспитания лиц, находящихся в местах заключения.

Катартический метод (от греч. кatharsis – очищение) – психотерапевтический метод, в основе которого лежит прослеживание в биографии клиента истерической симптоматики. Катартический метод является основой психоанализа, т.к. с его помощью происходит актуализация прошлых неприятных и травмирующих переживаний, их осмысление и впоследствии собственно катарсис, т.е. очищение духовного мира человека.

Клиническая психология (от греч. kline – кровать, больничная койка) – данный раздел психологии занимается диагностикой личностных и интеллектуальных отклонений, коррекцией делинквентных и дезадаптивных форм поведения детей и подростков, психотерапией, психологической профилактикой, социальной реабилитацией пациентов с психосоматическими, психопатическими расстройствами и пограничными состояниями. В целом термин «клиническая психология» обозначает специфический метод, позволяющий изучать не столько болезнь, сколько больного человека и направленный не столько на диагностирование, сколько на понимание и профессиональную помощь.

Когнитивная психотерапия – метод в психотерапии, в основе которого лежит принцип отработки приемов самооценивания и оценивания других. Метод опирается на утверждение, согласно которому познание есть детерминанта возникновения любых эмоций, определяющих целостное поведение индивида. Исходя их этого утверждения, психические нарушения возникают в результате неправильного подхода к самопознанию, что особенно характерно для депрессивного состояния. Если субъективная оценка больного не соответствует объективной, но больной избегает любых возможностей опровергнуть ее, то перед ним необходимо поставить цель принятия и понимания того, что его субъективные суждения по поводу самооценки являются неправильными. Это и позволяет сделать когнитивная психология. Метод широко применяется в любых случаях, когда наблюдается снижение самооценки. Когнитивная терапия состоит из трех этапов:

  1. Логический анализ. Клиенту предоставляются критерии объективной оценки, благодаря чему он обнаруживает собственные ошибки суждений.
  2. Эмпирический анализ. На данном этапе клиент нарабатывает приемы, необходимые для правильного соотнесения элементов в реальной ситуации.
  3. Прагматический анализ. На данном этапе пациент должен полностью осознать свои действия.

Коммуникативная психотерапия – метод в психотерапии, концептуальной основой которого является оптимизация межчеловеческого общения. Базисным положением коммуникативной психотерапии является признание причинным фактором личностного конфликта реальных взаимоотношений человека с другими людьми, а не отдельного индивида как такового. Причиной проявления различных невротических симптомов у индивида может быть их наличие у другого члена данной социальной группировки либо семьи, поэтому основной целью коммуникативной психологии становиться коррекция правил, в рамках которых строится коммуникация в данной группе. Для этого используются различные методики, помогающие устранить страх, агрессию, улучшить не только вербальные, но и невербальные коммуникации. Дополнительными методиками коммуникативной психотерапии являются такие приемы, как «освобождение от тревоги», «телесный контакт», «парадоксальная интенция».

Контакт-психология – метод, разработанный на основе теории о том, что все межличностные контакты выводятся из отношений между мужчиной и женщиной. Метод направлен на реализацию способности пациента к чувству любви, которая часто в реальной жизни блокируется поверхностностью контактов либо их неадекватностью. Метод контакт-психологии наиболее эффективен для одиноких пациентов либо лиц, страдающих аутизмом и невротическими расстройствами на фоне одиночества.

Криминальная психология – форма юридической психологии, занимающаяся проблемами формирования противоправной деятельности и возможностями ее предупреждения.

Личностно-центрированная, или клиенто-центрированная терапия. Согласно этой теории эмоциональные нарушения являются преимущественно результатом:

  1. приобретения людьми отрицательной Я-концепции вследствие недостаточного принятия их другими, особенно в детские годы, и отказа обеспечить им подходящие условия для личностного роста;
  2. расхождения между реальным Я и тем, как воспринимают человека другие;
  3. отказа людей прямо и свободно осознать те аспекты собственной личности, которые не согласуются с их Я-концепцией;
  4. склонности людей делать чрезмерные обобщения, находиться во власти концепций или мнений и полагаться на абстракции, вместо того чтобы обратиться к испытанию реальности;
  5. самоуничижения или чувства малоценности.

Личностно-центрированные методики психотерапии включают:

  1. глубокие, интенсивные, заботливые отношения с клиентами;
  2. постоянное проявление в этих отношениях искренности, конгруэнтности и эмпатического понимания клиентов и их проблем;
  3. недирективный и ненавязчивый диалог между психологом и клиентом;
  4. помощь клиентам в замене состояния собственной малоценности на способность ценить и верить в мудрость своего развивающегося организма;
  5. содействие клиентам в достижении безусловно положительного отношения к самим себе, главным образом через переживание безусловно положительного отношения к ним терапевта.

Медицинская психология – раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на появление заболеваний, их течение, симптоматику, а также психологической профилактике и психокоррекции заболеваний. Выделяют две области применения медицинской психологии: нервно-психические и различные соматические заболевания.

Метод ролевой психотерапии Келли – психотерапевтический метод, в основе которого лежит формирование у пациента ролевого поведения, заданного врачом. Клиент должен демонстрировать в течение нескольких дней своим родственникам и знакомым ролевые, новые для него личностные качества. Однако метод Келли не обязует в последующем придерживаться заданной роли и в целом был разработан как тренинговая методика.

Метод свободных ассоциаций – один из методов терапевтического приема фрейдовского психоанализа. Сущность данного метода заключается в следующем: в процессе терапевтического сеанса клиенту предлагается свободно высказывать то, что ему приходит в голову в данный момент. Предполагается, что клиент неосознанно может «проговориться», то есть внезапно произнести слова, которые укажут на случайно возникшие у него мысли, а интерпретация и анализ этих мыслей и ассоциаций покажут причину и источник его заболеваний и тревоги.

Нейролингвистическое программирование (НЛП). Согласно системе НЛП человек взаимодействует с миром посредством своих внутренних программ. С помощью языка он стимулирует и управляет деятельностью нервной системы, а также активизирует и стимулирует нервную систему других людей. Творчество, мышление, все когнитивные процессы – результат выполнения нервной системой программ, в которых скомбинирована и синтезирована информация, представляющая собой человеческий опыт. Таким образом, поскольку человек взаимодействует с внешним миром с помощью своих внутренних программ, его проблемы основаны на этих программах, и к новым идеям он приходит в соответствии с созданными им внутренними программами. Для решения своих насущных проблем разными людьми могут использоваться различные программы, причем одни из них являются более эффективными для конкретного вида деятельности, нежели другие. Процесс моделирования начинается с исследования работы мозга, которое происходит с помощью анализа лингвистических паттернов и невербальных сигналов, затем результаты анализа преобразуются в программу, с помощью которой человеку передается новый навык.

Нейропсихология – дисциплина, образованная на стыке психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии) и физиологии, изучающая локальные поражения головного мозга и мозговые механизмы высших психических функций.

Нейрофизиология – один из разделов физиологии, предметом изучения которого является нервная система.

Необихевиоризм – направление психологии, возникшее на основе бихевиоризма. Помимо реакции организма на стимулы со стороны внешней среды, необихевиоризм вводит понятие промежуточных переменных (промежуточного звена между стимулами внешней среды и ответными процессами организма).

Неопсихоанализ – направление в психологии, психотерапии и психоанализе. Использует синтез различных областей психоанализа для комплексного объяснения неврозов, в том числе динамического взаимодействия влечения и вытеснения.

Неофрейдизм. Данное направление психологии возникло на основе классического психоанализа, но оно по-своему переосмысливает одну из базовых категорий психоанализа (проблему мотивации), придавая главенствующее положение влиянию окружающей социокультурной среды и ее ценностям.

Общая психология – фундаментальный раздел психологии, изучающий теоретически и экспериментально общие закономерности всех психических явлений и дающий самые общие объяснения психики и человеческого поведения. Целью общей психологии являются ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом, выработка теоретических и методических принципов, обоснование методов психологического познания, формулирование основных закономерностей существования и развития психики.

Онтопсихология (от греч. on – бытие, pshyche – душа, logos – учение) – психология бытия; философско-психологическое направление, пропагандирующее рассмотрение жизни человека с точки зрения единства объекта и субъекта в целях достижения счастья полноценной, здоровой творческой личности. Онтопсихология характеризуется антропоцентрической ориентацией, основной предмет – человек, его подлинное бытие.

Онтотерапия (от греч. on – бытие, therapeia – лечение) заключается в психотерапии высокой интенсивности. Лечение занимает в среднем месяц. Онтотерапевт на первом приеме устанавливает контакт с клиентом на уровне бессознательного за счет понимания и объяснения сновидений больного. Онтотерапевт изучает ошибки и предоставляет больному свободу внутреннего выбора поведения. Кроме того, онтотерапия имеет и другие дополнительные специальные методики психологического воздействия: кинотерапию, музыкотерапию и имаготерапию (клиент входит в поток сна, как в перманентную психическую активность, то есть, по сути дела, психотерапевт вводит клиента в состояние самоиндуцированного транса, состояние осознанного сна).

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая проблемы обучения и воспитания детей, педагогической деятельности работников образовательных и воспитательных учреждений, родителей.

Психокатализ. Считает, что все наши психологические повреждения и травмы оставили след не только на психическом, но и на телесном уровне. Психокатализ работает с этим отражением на телесном уровне. При этом метод не ищет причину, а работает сразу со следствием, убирает острые состояния в режиме здесь и сейчас.

Позитивная психотерапия – планомерное использование психического воздействия с целью достижения положительного лечебного эффекта. Это психологическое воздействие на личность с целью вызвать изменения ее качеств для достижения прочного и стабильного позитивного уровня жизнедеятельности за счет резервных возможностей самого человека. Психотерапевтическое вмешательство происходит путем воздействия словом (логотерапия) и требует дифференцированного и чуткого подхода к клиенту. Позитивная психотерапия – это внушение в состоянии бодрствования и убеждение больного в достижении благоприятного успеха в его начинаниях, но после отсеивания ненужных и не способствующих успеху мнений и установок. Речь может идти даже о разрыве с дорогими либо знакомыми людьми, полной смене образа жизни, привязанностей в личной жизни и деятельности. Данная психотерапия позитивна не в силу банального подбадривания и вовсе не представляет собой спектр советов на каждый день. Она позитивна тем, что сам человек достигает осмысления причин возникающих проблем и видит возможности их устранения. Основной задачей позитивной психотерапии является, помимо смены смысловых, мировоззренческих установок, замена глубинного комплекса неудачника установкой на успех, замена типов «Золушки», «Кумира семьи» на типы, соответствующие деловому, активному, оптимистическому и практическому подходам к жизненным обстоятельствам.

Политическая психология изучает аспекты поведения субъектов политики, а также активно влияет на это поведение и познавательные особенности субъектов. Политическая психология исследует различные процессы, которые происходят в обществе, а также их закономерности и механизмы.

Правовая психология – раздел юридической психологии, изучающий психологические принципы и механизмы правопонимания и правотворчества, а также представления, знания и оценку правопорядка в обществе.

Проективный метод (от лат. projectio – выбрасывание вперед) – один из методов изучения личности человека. Основу проективного метода составляет выявление проекций в процессе эксперимента и их интерпретация. Метод предполагает создание испытуемому такой экспериментальной ситуации, при восприятии которой возможно множество интерпретаций. Каждая интерпретация выявляет особенности личности человека, проявляемые только в ему одному присущей взаимосвязи. Суть проекции в том, что воспроизведение окружающего мира, окружающей действительности зависит от установок, интересов, мотивов, потребностей человека. Нужно, чтобы происходила интерпретация действительности соответственно состоянию личности и ее потребностям. Проекция еще проявляется в приписывании собственных мыслей, желаний, чувств и установок другим людям. Примерами проективных тестов являются рисуночный тест «Дом, дерево, человек», «Несуществующие животные», тематический апперцепционный тест, метод незаконченных предложений и др.

Психиатрия (от греч. psyche – душа, therapeia – лечение) в психологии трактуется как медицинская дисциплина, изучающая сущность, причины, проявления, течение, способы лечения и предупреждения психических болезней. В психологии различают общую и частную психиатрию. Общая психиатрия исследует основные закономерности расстройств психической деятельности. Частная психиатрия исследует психические заболевания (например, неврозы, реактивные состояния). Также выделяют детскую, судебную и геронтопсихиатрию (старческого возраста).

Психоанализ (от греч. psyche – душа, analysis – разложение, расчленение) – выявление переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. Также психоанализ трактуют как направление в психологии, основанное З. Фрейдом, который определил творчество человека как результат преобразования его энергии либидо. Учение З. Фрейда основано на двух посылках:

  1. Психика человека включает три сферы: сознательное, предсознательное и бессознательное, отделенное от двух первых цензурой, которая не пропускает в область сознания неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли, желания. Но всё же бессознательное проявляется в описках, обмолвках, ошибках памяти, сновидениях, неврозах.
  2. Существует три психические компонента:
  • «Оно» – инстинктивные, примитивные аспекты личности, тесно связано с удовольствием;
  • «Эго» – психологическая связь, обеспечивающая взаимодействие «Оно» с внешним миром. «Эго» согласует противоположные силы в психике человека.
  • «Супер-Эго» – социальные запреты, нормы, идеалы.

Психоаналитическая теория психосексуального развития – теория, созданная Зигмундом Фрейдом. Он считал, что человек проходит определенные стадии развития, на каждой из которых потребности его сосредоточены вокруг определенной эрогенной зоны. Фрейд выделял 5 стадий развития детской психики:

  1. Оральная стадия длится от рождения до 1 года. На этой стадии основным источником удовлетворения является пища.
  2. Анальная – от 12 до 18 месяцев. В этот период ребенка приучают к туалету, и сексуальная энергия сосредоточена на анусе.
  3. Фаллическая – от 3 до 5 лет. На этой стадии дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям противоположного пола.
  4. Латентная стадия – от 5 до 12 лет. Сексуальная энергия как бы спит, находится в дремлющем состоянии.
  5. Генитальная стадия – от 12 до 18 лет. На этой стадии вскипают сексуальные интересы.

Фиксация на определенной стадии развития влияет на формирование определенных черт характера. Так «оральный» характер определяется выраженностью элементов, которые присущи оральной стадии. Для этого характера отличительным является выраженное чувство одиночества, беспомощности, разочарования, потребности в похвале, внимании. Человек с таким характером уверен, что не должен работать, что его должны обеспечивать окружающие. Если задержка произошла на анальной стадии, то черты такой личности сосредоточены на конфликтах. Характерные черты такого человека: аккуратность, бережливость, чистоплотность, скупость, педантичность, пунктуальность. «Фаллическому» характеру соответствует самоуверенное, агрессивное поведение. Если задержка произошла на генитальной стадии, то зрелому человеку данного характера соответствует наличие желания получить удовлетворение от генитального оргазма.

Психоаналитический процесс – психотерапия, которая была создана Зигмундом Фрейдом. Психоаналитическому процессу присущи три главных правила:

  1. Соблюдение времени и регулярности проведения сеансов. Психоаналитический процесс должен длиться 45 – 50 минут 3 – 4 раза в неделю.
  2. Психоаналитик должен уметь чувствовать клиента, движения его души.
  3. Психоаналитик должен строго соблюдать этику психоанализа.

Основой психоаналитического лечения является достижение зрелости еще в большей степени, которая приводит к способности овладеть собственной жизнью через свой опыт, который в последующем прорабатывается и интерпретируется. В результате развития психоаналитического процесса были разработаны такие понятия, как защита, детская сексуальность, инсайт, перенос, сопротивление, динамическое бессознательное и др.

Психовалеология (от лат. valetudo – здоровье, logos – наука) – комплекс дисциплин, которые изучают психическое здоровье человека. Сюда входят проблемы психогигиены, психопрофилактики, психокоррекции. Используются такие методы, как психологическое консультирование, индивидуальная и групповая психотерапия.

Психодрама (от греч. psycho – душа, drama – действие) – групповая психотерапия, предполагающая проигрывание участниками личностно значимых ситуаций, взятых из реальной жизни и перенесенных в условия психотерапевтического сеанса. При этом имеется аналогия с театральным действием: участникам даются определенные роли, некоторые из участников могут выступать в роли зрителей. Важным элементом в психодраме является импровизация. Психодрама нацелена на выработку более приемлемых форм эмоциональных и поведенческих реакций в различных жизненных ситуациях, в том числе при разрешении конфликтов, а также на углубление познания собственной личности, раскрытие спонтанности в социальных отношениях и поведении.

Психология (от греч. psyche – душа, logos – наука) – наука о душе, наука, изучающая психическую жизнедеятельность, а также закономерности ее функционирования и развития. Психология – многоотраслевая наука, она включает в себя такие отрасли, как общая психология, возрастная, педагогическая, экспериментальная, юридическая, политическая, экономическая, социальная, дифференциальная психология, зоопсихология, психофизиология, генетическая психология, патопсихология, психология труда и пр. Методы психологического исследования: наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, опрос, анализ продуктов деятельности и др.

Психология воспитания – область в психологии, занимающаяся целенаправленным формированием личности, изучает психологические аспекты воспитательной работы в образовательных учреждениях, создает условия для эффективного воспитания, а также разрабатывает рекомендации по воспитанию.

Психология глухих (сурдопсихология) – раздел психологии, изучающий психическое развитие глухих, а также плохослышащих людей.

Психология девиантного поведения – направление в психологии, занимающееся изучением поступков, которые противоречат принятым нравственным нормам, принципам и правилам в обществе.

Психология жизненного пути – направление в психологии, изучающее сочетание психологического, социального и исторического аспектов индивидуального развития человека от рождения до смерти.

Психология инвалида – отношение самого инвалида к своему состоянию, к своей семье, к своему окружению, его готовность к реабилитации, к трудовой деятельности.

Психология искусства – раздел психологии, изучающий восприятие и понимание людьми произведений искусств. Также психология искусства занимается изучением психической деятельности художников при создании произведений, изучением личности художника, а также исследованием структуры художественных произведений.

Психология лидерства – область исследования, которая занимается изучением проблем лидерства, а также его законов, закономерностей и механизмов функционирования. Центральным вопросом изучения является исследование тех феноменов, которые побуждают людей признавать одних лидерами, а других – нет.

Психология народов (этнопсихология) – область психологии, изучающая этносы, т.е. группы людей, объединенных длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием.

Психология обучения – область в педагогической психологии, направленная на исследование познавательных функций в процессе обучения.

Психология ощущения и восприятия. Ощущение – простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие -это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Психология памяти – область изучения закономерностей, законов, принципов и механизмов функционирования памяти.

Психология противоправного поведения исследует причины совершения преступлений с психологической точки зрения.

Психология свободы исследует возможности конструктивного общения, разумного ведения дискуссии. Психология свободы подробно рассматривается политической психологией. Психология свободы имеет такую закономерность: чем больше свободы, тем меньше предопределенность, тем активнее субъект в достижении своих целей.

Психология слепых – раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие слепых, а также плоховидящих людей.

Психология спорта – направление психологии, изучающее проявления психических особенностей людей в период соревнования или тренировок.

Психология творчества – это сфера психологических исследований творческой деятельности личностей в науке, искусстве, обучении детей.

Психология труда – отрасль психологии, изучающая трудовую деятельность человека, организацию его труда, профессиональную ориентацию, обучение, а также занимающаяся решением вопросов практических задач формирования человека как субъекта труда.

Психология управления – направление в психологии, которое изучает специфику, механизмы, законы и закономерности управления человеком различными объектами.

Психология учения – направление в психологии, объектом исследования которого является учение.

Психология целостности – направление в психологии, которое во время исследования эмоций основывается на целостности психического явления, из которого впоследствии выделяется часть.

Психология эмоций, мотивации и воли – область исследования в психологии, изучающая законы, закономерности, принципы и механизмы проявления эмоций, мотивации и воли.

Психосоматика (от греч. psyche – душа, soma – тело) – наука, объектами исследования которой являются душа и тело в их взаимодействии, т.е. некоторые душевные болезни объясняются с физиологической точки зрения (и наоборот). Для постановки того или иного диагноза в психосоматике широко используется метод психоанализа, при котором выясняются причины возникновения заболевания.

Психотерапия – система воздействия с целью психологической помощи людям, находящимся в трудных ситуациях, путем вербального и невербального воздействия на сознание, психику, эмоции.

Психотерапия кататимного переживания образов – психотерапия, при которой происходит переработка фантазий, возникающих у людей в состоянии гипноза, медитации, транса. Она эффективна при краткосрочном лечении неврозов, психосоматических заболеваний. Психотерапевтом задается тема, и клиент начинает свободно фантазировать, при этом он находится на удобной кушетке или кресле. Клиент сразу должен сообщать психотерапевту о возникающих у него образах.

Психотерапия накоплением жетонов – психотерапия, основанная на оперантном научении, т.е. на подкреплении различными стимулами удачного осуществления чего-либо. При положительном подкреплении возможность повторить действие увеличивается, при отрицательном – уменьшается.

Психотерапия систематической десенсибилизацией – форма психотерапии, предназначенная для уменьшения эмоциональной восприимчивости при различных ситуациях. Например, страх или тревогу можно снизить, объединяя при этом стимулы (противоположные действия), которые вызывают данную реакцию.

Рационально-эмотивная терапия. В основе методики лежит представление о том, что развитие негативного эмоционального состояния опосредуется не столько самой стрессовой ситуацией, сколько отношением человека к происходящим негативным событиям – так называемая опосредованная, или «А-В-С-теория»: подавленное психическое состояние, фрустрации, выраженные в определенной форме поведения (С), возникают не вследствие воздействия определенных негативных факторов или в условиях стресса (А), а определяются системой интерпретации данных событий человеком (B). Основными задачами данной психотерапии являются: устранение у пациента иррационального представления о мире и о своей значимости в нем, развитие новой оценочной системы и открытости в общении с людьми, повышение уровня самооценки, обращение к собственным творческим способностям, что в целом выражается в установлении у пациента ответственности за свою судьбу.

Самоанализ – процесс анализирования человеком своих собственных поступков, переживаний.

Семейная терапия – гармонизация семейных взаимоотношений, достигаемая с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов. Целью семейной терапии является преодоление негативной психологической симптоматики и повышение функциональности семейной системы.

Социальная психология – отрасль психологии, которая находится во взаимодействии с такими науками, как социология и общая психология и изучает личность под влиянием общества.

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями в поведении, которые имеют либо врожденные, либо приобретенные дефекты формирования центральной нервной системы (психология глухих, психология слепых, психология детей с минимальной мозговой дисфункцией, психология умственно отсталых детей и детей с временным психическим задержанием).

Сравнительная психология – отрасль психологической науки, посвященная анализу эволюции психики (изучает сходство и различие между психикой животных и человека).

Структурная психология – учение, рассматривающее внутренние процессы как единую целостность. Согласно данному подходу целое не может быть изучено через исследование его составных частей без учета влияний одних компонентов системы на другие и существующих между ними связей.

Суггестивная терапия – разновидность психотерапии, направленная на устранение телесных и психических нарушений путем внушения. Психотерапевт оказывает целенаправленное влияние на функциональные и вегетативные нарушения, состояния напряжения, а также телесные недуги (например, боль). Смысл данного метода заключается в том, что клиенту в устной форме передаются правильные установки. Психотерапевт использует суггестивные формулировки, описывающие состояние, которое должно быть достигнуто. Важным моментом здесь является правильное построение фраз: они должны быть только в позитивной форме, нельзя использовать отрицательные языковые конструкции. Например, при избавлении человека от курения правильной будет формулировка «курение безразлично», а не «курить больше не хочется». Данная форма психотерапии с успехом применяется при нарушениях концентрации, памяти, сна, обучения, фобических страхах, скованности, тиках, мигрени.

Судебная психология – раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, судебно-психологической экспертизы.

Телесно-ориентированная психотерапия. Телесно-ориентированная психотерапия придерживается мнения, что работа с напряженным телом может привести к его расслаблению, освобождению энергии и тем самым к решению психологической проблемы клиента.

Хроническое мышечное напряжение, служащее защитой от неприятных переживаний, блокирует свободное протекание энергии по телу. Релаксация (расслабление) мышц глаз, рта, шеи, груди, живота, таза, диафрагмы возвращает человека к его первичной природе, делает его более свободным и открытым. Средствами телесно-ориентированной психотерапии являются глубокое дыхание, определенные движения, массаж и т.д. Предполагается, что по мере полного избавления от напряжения человек обретает новые интересы, способности и энергию.

Теоретическая психология – один из разделов психологии, предметом изучения которого являются основания и принципы построения психологических теорий.

Терапия средой – метод социотерапевтического воздействия, относимый к коллективной психотерапии. В ходе терапии средой особую роль уделяют созданию сплоченного коллектива больных, объединенных общими интересами, но обладающих максимальным статусом самостоятельности.

Терапия утробного крика – разновидность психотерапии, в основе которой лежат представления о неврозе как ранней травме, а также положение «трехфазной теории возникновения невроза». Согласно этой теории считается, что основной целью психотерапии при неврозе является избавление клиента от «первичной боли», выражающейся в психическом либо физическом напряжении. Данный метод психотерапии включает ряд последовательных этапов:

  1. Настраивание пациента на предстоящую терапию посредством «отрезания» прошлых привычных взаимосвязей с окружающим миром – человек не работает, не встречается с родственниками, друзьями. Данный этап длится около трех недель.
  2. Вспоминание пациентом негативных переживаний детского возраста с воспроизведением эмоциональных и двигательных реакций, которые были в нем заторможены ранее. Данный этап длится в течение нескольких сеансов до достижения необходимого результата.
  3. Обобщение опыта, полученного в ходе психотерапии, в условиях группового общения.

Терапия фиксированной роли – метод психокоррекции, направленный на помощь клиентам в обретении новой интерпретации своих жизненных ситуаций и себя в целом. Другими словами, клиенту предлагается посмотреть на окружающий мир глазами другого человека, и впоследствии стать этим человеком, и вести себя соответственно своему новому образу.

Терапия формообразования – метод творческого выражения личности в рамках глубинной психотерапии. В ходе терапии формообразования фиксируются все моменты неадекватных переживаний пациента, проявляющиеся в последующем содержании символического выражения, для которого используются различные музыкальные и художественные средства, включая танец, драму, пантомиму и т.д.

Техническая психология – наука, изучающая и исследующая структуру «человек-техника» с целью повышения производительности.

Трансперсональная психология (от лат. trans – через, сквозь, persona – личность) – направление в психологии, акцентирующее внимание на феноменах сознания. Трансперсональная психология занимается изучением таких проблем, как феномены сознания, спиритизм, медитация, сверхвосприятие, создание веществ, способных изменить сознание (в том числе наркотических).

Трансакционный анализ (трансактный анализ, анализ взаимодействия) – психоаналитически ориентированное направление психологии, представляющее собой технологию исследования и лечения эмоциональных расстройств, направленную на коррекцию взаимоотношений с людьми и преодоление трудностей. Трансактный анализ содержит:

  1. Структурный анализ – теория эго-состояний;
  2. Сам трансакционный анализ деятельности и общения, основанный на понятии трансакции как взаимодействия эго-состояний двух входящих в общение индивидов;
  3. Анализ психологических игр;
  4. Скриптоанализ – анализ жизненного сценария – скрипта.

Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования «я» субъекта. Выделяются три стержневых эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Входя во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. В каждом человеке живет ребенок, которым он был, тот взрослый, которым он является, и в каждом живет родитель. Соответственно, при взаимодействии с другими людьми человек ведет себя то как ребенок, то как родитель, то как взрослый.

Эго-состояние «Ребенок» содержит в себе комплексы аффективные, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Различаются:

  1. «Ребенок естественный» – свободный, творческий и раскованный; ему присуща склонность к веселью, активному движению, фантазии, импульсивности и раскованности;
  2. «Ребенок адаптированный» – включает такие разновидности, как «бунтующий» (против давления сверху), «соглашающийся» и «отчуждающийся».

Эго-состояние «Родитель» проявляется в контроле, запретах, идеальных требованиях, догмах, санкциях, заботе, могуществе. Человек в таком состоянии следует нормам и предписаниям, некритически усвоенным в детстве, и на протяжении всей жизни диктует свою линию поведения. Различаются две формы проявления «Родителя»:

  1. Заботящийся (опекающий) – советы, поддержка, опека и пр.;
  2. Контролирующий – запреты, санкции, наставления и пр.

Эго-состояние «Взрослый» характеризуется способностью к реалистическим оценкам, разумностью, зрелостью; включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Человек в данном состоянии живет здесь и сейчас, независимо от прошлого, хотя использует информацию, заложенную в «Родителе» и «Ребенке».

Важнейшее положение теории эго-состояний – тезис о переключении (или переходе) активности от одного эго-состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться в эго-состояниях «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Кроме того, в его поведении и переживаниях могут одновременно проявляться более одного эго-состояния.

Следующие базовые понятия трансакционного анализа – игры, интерпретируемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрыша). Существует более сотни различных типов игр: игры супружеские, игры в кабинете врача, игры преступного мира, игры жизни и пр. В основе многих игр лежат скрипты, или скрипт-программы жизненного пути, заложенные с раннего детства под воздействием социальных факторов воспитания «я». Скрипты, находящиеся в эго-состоянии «Ребенок», плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым, несвободным.

Цель психотерапии, разработанной на базе трансакционного анализа, – освободить клиента от зависимостей, обретенных им в детстве и направляющих его, заставляющих «играть в игры». В результате терапии возникает интеграция эго-состояний «Ребенок», «Родитель» и «Взрослый» за счет ориентации на состояние «Взрослого».

Эволюционная психология (evolutionary psychology). Занимается изучением умения адаптироваться в различных социальных ситуациях. Эта наука выдвигает теорию о том, что мозг человека имеет достаточный набор определенных механизмов расчета, появившихся в ходе эволюции.

Эго-психология (от лат. ego – я, греч. psyche – душа, logos – учение). На первое место здесь выходят сложности адаптации человека в окружающем мире. В эго-психологии сознательное «я» не является производным бессознательного, оно независимо.

Экзистенциальный анализ – метод современного психоанализа, направленный на изучение личности во всей полноте и уникальности ее существования – экзистенции. Экзистенциальный анализ ориентируется на исследование истинного бытия личности, обнаруживаемого при углублении личности в себя с целью выбрать не зависимый ни от чего внешнего жизненный план. Анализ исходит из философской посылки, которая состоит в том, что подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда освобождается от причинных связей с миром, социальной средой. Человеческое существо трактуется в контексте трех временных модусов: прошлого, настоящего и будущего. Симптомы невротического расстройства возникают, когда из-за преобразования одного из модусов происходит сужение внутреннего мира личности и ограничение горизонта ее экзистенциального видения. Особую роль в проявлении невроза играет понижение или исчезновение открытости будущему (индивид ощущает себя заброшенным, его внутренний мир сужается, возможности развития остаются за горизонтами видения, и возникает невроз). Смысл экзистенциального анализа усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации.

Экономическая психология изучает стереотипы и психологические установки экономического мышления и сознания людей, которые влияют на восприятие экономического поведения и экономической действительности.

Экспериментальная психология – направление в психологии, которое исследует психические явления с помощью экспериментальных методов.

Экстремальная психология занимается изучением психологических процессов, возникающих в необычных, критических условиях.

Юридическая психология – отрасль психологии, изучающая психические явления, процессы, людей, которые участвуют в следовании юридическим нормам. Объект юридической психологии – конкретные типы людей, участвующие в процессе правового регулирования.

Подготовлено по материалам Большой психологической энциклопедии.